Идеологическая и воспитательная работа
Методические рекомендации
- Инструктивно-методическое письмо «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2023/2024 учебном году»
- Рекомендации «Методические аспекты совершенствования воспитательной работы в шестой школьный день»
- Рекомендации по реализации республиканского информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина» в 2023/2024 учебном году»
-
Список пособий по воспитательной работе, рекомендованных к использованию в учреждениях общего среднего образования Министерства образования Республики Беларусь
- Буткевич, В.В. Методика организации гражданского воспитания учащихся / В.В. Буткевич, О.В. Толкачева. – Минск: Нац. ин-т образования, 2011. – 224 с.
- Глинский, А.А. Воспитание младших подростков в современной школе / А.А. Глинский, А.Ф. Журба, С.Н. Новик, О.В. Бурак. – Минск:
Нац. ин-т образования, 2020. – 160 с.
- Кабуш, В.Т. Гуманизация воспитательного процесса в современной школе / В.Т. Кабуш, А.В. Трацевская. – Минск: Нац. ин-т образования, 2012 г. – 184 с.
- Капелевич, Т.С. Организация социально-педагогической работы в школе / Т.С. Капелевич. – Минск: Нац. ин-т образования, 2012. – 240 с.
- Катович, Н.К. Формы и методы взаимодействия семьи и школы /
Н.К. Катович, Т.П. Елисеева. – Минск: Нац. ин-т образования, 2011. – 208 с.
- Луговцова, Е.И. Психология формирования здорового образа жизни школьников / Е.И. Луговцова. – Минск: Нац. ин-т образования, 2012. – 192 с.
- Мартынова, В.В. Воспитание в семейной группе социально-педагогического учреждения / В.В. Мартынова, А.Н. Ходосок,
Т.П. Волох, С.А. Сарычева. – Минск: Нац. ин-т образования, 2012. – 216 с.
- Минова, М.Е. Формирование нравственных ценностей учащихся в детских и молодежных объединениях / Е.М. Минова. – Минск:
Нац. ин-т образования, 2009. – 152 с.
- Никончук, А.С. Шестой школьный день / А.С. Никончук,
Л.В. Емельянчик, А.В. Кучерова, В.В. Шутов, Е.Е. Чистякова,
В.Н. Ковалева. – Минск: Нац. ин-т образования, 2011. – 184 с.
- Торхова, А.В. Профилактика противоправного поведения школьников / А.В. Торхова, И.А. Царик, А.С. Чернявская. – Минск: Нац. ин-т образования, 2009. – 120 с.
Информацию можно узнать также на сайте Национального образовательного портала https://adu.by/ru/
Основные признаки воспитания
Основные признаки воспитания:
- Целенаправленность воздействий на воспитанника;
- Социальная направленность этих воздействий;
- Создание условий для усвоения ребёнком определённых норм отношений;
- Освоение человеком комплекса социальных ролей.
На социализацию ребёнка существенное влияние оказывает характер отношений с педагогами, родителями и другими детьми. В этом плане значим правильный выбор педагогических средств, который. с доной стороны, помогает ребёнку реализовать себя, с другой - интериоризовать социальный опыт и соответственно определить свой способ поведения в структуре социального и педагогического взаимодействия.
Воспитание как бы обрамляет развитие, придаёт качествами индивида социальный вектор. В своём единстве развитие и воспитание составляют сущность онтогенеза личности. Воспитание предполоагает не только формирование личности. но и создание условий для развития индивидуальности.
Одной из главных задач воспитания человека является его социальное самоопределение, которое зависит от реализации двух важнейших условий:
Первое условие - обеспечение включенности молодых людей в реальные отношения, т.е. возникновение у них личностного состояния по отношению к деятельности, несущее в себе объективный и субъективный компоненты.
Объективным компонентом является собственно деятельность личности, субъективным – отношение личности к данной деятельности.
Особенностью социальных отношений детей является следующая двойственность: с одной стороны, они адекватны социальным отношениям взрослых, с другой – носят опережающий характер.
Дети, включаясь в реальные отношения, ориентируются на свое идеальное представление об этих отношениях.
Второе условие – самореализация детей в процессе социального взаимодействия. Это условие предполагает предоставление возможности ребенку более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими, когда важны осознание цели и значение деятельности для личного саморазвития, учет осознанности каждым ребенком своего «Я», наличие четких и ясных перспектив (ближних и дальних) в той деятельности, в которую ребенок включается.
Становление личностного в человеке предполагает усвоение системы гуманистических ценностей, составляющих основу его гуманитарной культуры. Перенос общественных представлений в сознание отдельного человека – интериоризация – ведет к превращению общечеловеческих ценностей в высшие психические функции индивидуальности.
Основная задача педагога – помощь ребенку в его развитии и совершенствование всех сущностных сфер ребенка.
В интеллектуальной сфере необходимо формировать объем, глубину, действенность знаний о нравственных ценностях: моральные идеалы, принципы, нормы поведения (гуманность, солидарность, любовь, представления о долге, справедливости, скромности, самокритичности, честности, ответственности за себя). В ценностно-смысловых образованиях содержится нравственное значение общественных явлений и ориентиры поведения, которые являются основаниями нравственных оценок.
Формирование личности представляет собой не только процесс освоения специальной сферы общественного опыта, но и процесс, при котором происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование, соподчинение и т.п.
В мотивационной сфере целесообразно формировать правомерность и обоснованность отношения к моральным нормам: бережное отношение к человеку; сочетание личных и общественных интересов; стремление к идеалу; правдивость; нравственные установки; цели и смысл жизни; отношение к своим обязанностям, потребность в «другом», в контакте с себе подобными.
Новые мотивационные образования возникают не в процессе усвоения, а в результате переживания или проживания. Этот процесс происходит только в реальной жизни человека, когда он сопровождается эмоциями.
В эмоциональной сфере необходимо формировать характер нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм идеалов: жалость, сочувствие, доверие, благодарность, отзывчивость, самолюбие, эмпатию, стыд и др.
Личность выбирает тот способ удовлетворения своих потребностей в общении и деятельности, который соответствует ее жизненным ценностям. Личность начинается там, где она соотносит свои потребности не с ситуацией их удовлетворения, а с другими людьми, когда она проявляет свою волю для управления своих потребностей и чувств.
В волевой сфере нужно формировать нравственно-волевые устремления в реализации нравственных поступков: мужество, смелость, принципиальность в отстаивании нравственных идеалов. Здесь важно как личность ставит и реализует свои цели; как разрешает противоречия и выполняет действия на оптимальном уровне активности, как проявляет психическую устойчивость по отношению к трудностям; проявление активности в необходимой форме, инициатива, требовательность к себе.
В сфере саморегуляции необходимо формировать нравственную правомерность выбора: совестливость, самооценку, самокритичность, умение соотнести свое поведение с поведением других, добропорядочность, самоконтроль, рефлексию и др.
Саморегуляция осуществляется в соответствии в соответствии с формулой преломления внешнего через внутреннее: саморегуляция осуществляется как система внутреннего обеспечения направленности действия при наличии множества внешних условий, возможностей, задач .
(С.Л.Рубинштейн)
В предметно-практической сфере необходимо развивать способность совершать нравственные поступки, честное и добросовестное отношение к действительности; умение оценивать нравственность поступков; умение оценивать поведение современников с точки зрения моральных норм.
Личность выбирает тот способ применения своих способностей, который выражает ее готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению.
В экзистенциальной сфере требуется формировать осознанное отношение к своим действиям, стремление к нравственному самосовершенствованию, любовь к себе и другим, заботу о красоте тела, речи, души; понимание морали.
Эта сфера помогает человеку вступать в определенные отношения с другими людьми;
выполняет функцию отбора идей, позиций, взглядов и ценностных ориентаций.
Последовательность реализации воспитательных задач определяется многими факторами, но прежде всего она отражает возможности как учащихся, так и педагогов, а также уровень развития воспитательной системы.