РУ БЕ EN

Идеологическая и воспитательная работа

Методические рекомендации

  • Инструктивно-методическое письмо «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2023/2024 учебном году»
  • Рекомендации «Методические аспекты совершенствования воспитательной работы в шестой школьный день»
  • Рекомендации по реализации республиканского информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина» в 2023/2024 учебном году»
  •  
  •  

    Список пособий по воспитательной работе, рекомендованных к использованию в учреждениях общего среднего образования Министерства образования Республики Беларусь

    1. Буткевич, В.В. Методика организации гражданского воспитания учащихся / В.В. Буткевич, О.В. Толкачева. – Минск: Нац. ин-т образования, 2011. – 224 с.
    2. Глинский, А.А. Воспитание младших подростков в современной школе / А.А. Глинский, А.Ф. Журба, С.Н. Новик, О.В. Бурак. – Минск:

    Нац. ин-т образования, 2020. – 160 с.

    1. Кабуш, В.Т. Гуманизация воспитательного процесса в современной школе / В.Т. Кабуш, А.В. Трацевская. – Минск: Нац. ин-т образования, 2012 г. – 184 с.
    2. Капелевич, Т.С. Организация социально-педагогической работы в школе / Т.С. Капелевич. – Минск: Нац. ин-т образования, 2012. – 240 с.
    3. Катович, Н.К. Формы и методы взаимодействия семьи и школы /

    Н.К. Катович, Т.П. Елисеева. – Минск: Нац. ин-т образования, 2011. – 208 с.

    1. Луговцова, Е.И. Психология формирования здорового образа жизни школьников / Е.И. Луговцова. – Минск: Нац. ин-т образования, 2012. – 192 с.
    2. Мар­тынова, В.В. Воспитание в семейной группе социально-педагогического учреждения / В.В. Мартынова, А.Н. Ходосок,

    Т.П. Волох, С.А. Сарычева. – Минск: Нац. ин-т образования, 2012. – 216 с.

    1. Минова, М.Е. Формирование нравственных ценностей учащихся в детских и молодежных объединениях / Е.М. Минова. – Минск:

    Нац. ин-т образования, 2009. – 152 с.

    1. Никончук, А.С. Шестой школьный день / А.С. Никончук,

    Л.В. Емельянчик, А.В. Кучерова, В.В. Шутов, Е.Е. Чистякова,

    В.Н. Ковалева. – Минск: Нац. ин-т образования, 2011. – 184 с.

    1. Торхова, А.В. Профилактика противоправного поведения школьников / А.В. Торхова, И.А. Царик, А.С. Чернявская. – Минск: Нац. ин-т образования, 2009. – 120 с.

    Информацию можно узнать также на сайте Национального образовательного портала https://adu.by/ru/

свернуть

Основные признаки воспитания Основные признаки воспитания: Целенаправленность воздействий на воспитанника; Социальная направленность этих воздействий; Создание условий для усвоения ребёнком определённых норм отношений; Освоение человеком комплекса социальных ролей.
развернуть

Основные признаки воспитания

Основные признаки воспитания:

 

  • Целенаправленность воздействий на воспитанника;
  • Социальная направленность этих воздействий;
  • Создание условий для усвоения ребёнком определённых норм отношений;
  • Освоение человеком комплекса социальных ролей.

 

На социализацию ребёнка существенное влияние оказывает характер отношений с педагогами, родителями и другими детьми. В этом плане значим правильный выбор педагогических средств, который. с доной стороны, помогает ребёнку реализовать себя, с другой - интериоризовать социальный опыт и соответственно определить свой способ поведения в структуре социального и педагогического взаимодействия.

Воспитание как бы обрамляет развитие, придаёт качествами индивида социальный вектор. В своём единстве развитие и воспитание составляют сущность онтогенеза личности. Воспитание предполоагает не только формирование личности. но и создание условий для развития индивидуальности.

Одной из главных задач воспитания человека является его социальное самоопределение, которое зависит от реализации двух важнейших условий:

Первое условие - обеспечение включенности молодых людей в реальные отношения, т.е. возникновение у них личностного состояния по отношению к деятельности, несущее в себе объективный и субъективный компоненты.

Объективным компонентом является собственно деятельность личности, субъективным – отношение личности к данной деятельности.

Особенностью социальных отношений детей является следующая двойственность: с одной стороны, они адекватны социальным отношениям взрослых, с другой – носят опережающий характер.

Дети, включаясь в реальные отношения, ориентируются на свое идеальное представление об этих отношениях.

Второе условие – самореализация детей в процессе социального взаимодействия. Это условие предполагает предоставление возможности ребенку более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими, когда важны осознание цели и значение деятельности для личного саморазвития, учет осознанности каждым ребенком своего «Я», наличие четких и ясных перспектив (ближних и дальних) в той деятельности, в которую ребенок включается.

Становление личностного в человеке предполагает усвоение системы гуманистических ценностей, составляющих основу его гуманитарной культуры. Перенос общественных представлений в сознание отдельного человека – интериоризация – ведет к превращению общечеловеческих ценностей в высшие психические функции индивидуальности.

Основная задача педагога – помощь ребенку в его развитии и совершенствование всех сущностных сфер ребенка.

В интеллектуальной сфере необходимо формировать объем, глубину, действенность знаний о нравственных ценностях: моральные идеалы, принципы, нормы поведения (гуманность, солидарность, любовь, представления о долге, справедливости, скромности, самокритичности, честности, ответственности за себя). В ценностно-смысловых образованиях содержится нравственное значение общественных явлений и ориентиры поведения, которые являются основаниями нравственных оценок.

Формирование личности представляет собой не только процесс освоения специальной сферы общественного опыта, но и процесс, при котором происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование, соподчинение и т.п.

В мотивационной сфере целесообразно формировать правомерность и обоснованность отношения к моральным нормам: бережное отношение к человеку; сочетание личных и общественных интересов; стремление к идеалу; правдивость; нравственные установки; цели и смысл жизни; отношение к своим обязанностям, потребность в «другом», в контакте с себе подобными.

Новые мотивационные образования возникают не в процессе усвоения, а в результате переживания или проживания. Этот процесс происходит только в реальной жизни человека, когда он сопровождается эмоциями.

В эмоциональной сфере необходимо формировать характер нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм идеалов: жалость, сочувствие, доверие, благодарность, отзывчивость, самолюбие, эмпатию, стыд и др.

Личность выбирает тот способ удовлетворения своих потребностей в общении и деятельности, который соответствует ее жизненным ценностям. Личность начинается там, где она соотносит свои потребности не с ситуацией их удовлетворения, а с другими людьми, когда она проявляет свою волю для управления своих потребностей и чувств.

В волевой сфере нужно формировать нравственно-волевые устремления в реализации нравственных поступков: мужество, смелость, принципиальность в отстаивании нравственных идеалов. Здесь важно как личность ставит и реализует свои цели; как разрешает противоречия и выполняет действия на оптимальном уровне активности, как проявляет психическую устойчивость по отношению к трудностям; проявление активности в необходимой форме, инициатива, требовательность к себе.

В сфере саморегуляции необходимо формировать нравственную правомерность выбора: совестливость, самооценку, самокритичность, умение соотнести свое поведение с поведением других, добропорядочность, самоконтроль, рефлексию и др.

Саморегуляция осуществляется в соответствии в соответствии с формулой преломления внешнего через внутреннее: саморегуляция осуществляется как система внутреннего обеспечения направленности действия при наличии множества внешних условий, возможностей, задач .

(С.Л.Рубинштейн)

В предметно-практической сфере необходимо развивать способность совершать нравственные поступки, честное и добросовестное отношение к действительности; умение оценивать нравственность поступков; умение оценивать поведение современников с точки зрения моральных норм.

Личность выбирает тот способ применения своих способностей, который выражает ее готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению.

В экзистенциальной сфере требуется формировать осознанное отношение к своим действиям, стремление к нравственному самосовершенствованию, любовь к себе и другим, заботу о красоте тела, речи, души; понимание морали.

Эта сфера помогает человеку вступать в определенные отношения с другими людьми;

выполняет функцию отбора идей, позиций, взглядов и ценностных ориентаций.

Последовательность реализации воспитательных задач определяется многими факторами, но прежде всего она отражает возможности как учащихся, так и педагогов, а также уровень развития воспитательной системы.

свернуть

Интернет-ресурсы: