РУ БЕ EN

Гуманитарное сотрудничество

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 7 августа 2012 г. № 357

О порядке формирования и использования средств инновационных фондов Изменения и дополнения:
развернуть

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
7 августа 2012 г. № 357
О порядке формирования и использования средств инновационных фондов
Изменения и дополнения:


Указ Президента Республики Беларусь от 20 мая 2013 г. № 229 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 22.05.2013, 1/14274) <P31300229>;
Указ Президента Республики Беларусь от 21 июля 2014 г. № 361 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 24.07.2014, 1/15176) <P31400361>;
Указ Президента Республики Беларусь от 16 февраля 2015 г. № 57 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 20.02.2015, 1/15622) <P31500057>;
Указ Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2016 г. № 431 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 30.11.2016, 1/16753) <P31600431>

В целях создания дополнительных условий для финансовой поддержки инновационного развития Республики Беларусь постановляю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке формирования и использования средств инновационных фондов.
2. Установить, что:
2.1. с 1 января 2016 г. в составе республиканского бюджета формируется республиканский централизованный инновационный фонд, в составе местных бюджетов – местные инновационные фонды.
Республиканский централизованный инновационный фонд и местные инновационные фонды являются государственными целевыми бюджетными фондами;
2.2. возврат средств, предоставленных из инновационных фондов на возвратной основе до 1 января 2013 г., а также уплата процентов за пользование ими осуществляются на счета главных управлений Министерства финансов по областям и г. Минску с последующим зачислением этих средств в республиканский централизованный инновационный фонд и соответствующие местные инновационные фонды, а проценты и пени, начисленные за несвоевременный возврат данных средств, зачисляются в доход республиканского и местных бюджетов;
2.3. платежи в инновационные фонды, за исключением инновационных фондов, указанных в части второй настоящего подпункта, и задолженность по этим платежам, начисленные в установленном законодательством порядке за 2012 и предыдущие годы и подлежащие уплате в 2013 и последующие годы, поступают в доход республиканского централизованного инновационного фонда и доходы соответствующих местных инновационных фондов.
Платежи в инновационные фонды общественных объединений «Белорусское общество глухих» и «Белорусское товарищество инвалидов по зрению» и задолженность по этим платежам, начисленные в установленном законодательством порядке за 2012 год и подлежащие уплате в 2013 году, поступают в распоряжение этих общественных объединений и используются на цели, для достижения которых были сформированы данные фонды;
2.4. республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, Национальная академия наук Беларуси, Белорусский республиканский союз потребительских обществ, Федерация профсоюзов Беларуси, облисполкомы и Минский горисполком (далее – органы и организации) вправе формировать внебюджетные централизованные инвестиционные фонды (далее – инвестиционные фонды).
Организации, находящиеся в подчинении (входящие в состав) органов и организаций, а также входящие в состав подчиненных им государственных производственных объединений, хозяйственные общества, акции (доли в уставных фондах) которых переданы в управление органов и организаций, имеют право ежемесячно направлять в инвестиционные фонды до 25 процентов прибыли, остающейся в распоряжении указанных организаций и хозяйственных обществ после уплаты налогов, сборов (пошлин), других обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды. Конкретный размер прибыли, направляемой в инвестиционные фонды, в пределах указанных размеров определяется данными организациями и хозяйственными обществами по согласованию с органами и организациями.
Средства инвестиционных фондов зачисляются на специальные счета, открываемые органами и организациями в банках Республики Беларусь.
Средства инвестиционных фондов направляются на цели, связанные с реализацией мероприятий государственных, отраслевых и региональных программ, инвестиционных проектов, приобретением, в том числе по договорам финансовой аренды (лизинга), машин и механизмов, транспортных средств и технологического оборудования, необходимых для развития производственных мощностей, на погашение кредитов банков, привлеченных на эти цели, и уплату процентов по ним, а также на другие цели, определенные Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.
Составление, утверждение бюджетов инвестиционных фондов, отчетов об исполнении бюджетов инвестиционных фондов не производится.
Органы и организации:
разрабатывают и утверждают ежегодно не позднее 1 февраля по согласованию с Министерством финансов сметы расходов инвестиционных фондов на текущий финансовый год;
в течение финансового года могут вносить изменения в сметы расходов инвестиционных фондов в порядке, предусмотренном для их утверждения;
представляют в Министерство финансов отчет об использовании средств инвестиционных фондов в сроки, предусмотренные для сдачи квартальной и годовой бухгалтерской отчетности.
Не использованные в текущем финансовом году средства инвестиционных фондов расходуются в соответствии с утвержденными в установленном порядке сметами на очередной финансовый год.
Порядок использования средств инвестиционных фондов определяется Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь;
2.5. средства республиканского централизованного и местных инновационных фондов, незаконно полученные либо использованные не по целевому назначению или с нарушением законодательства организациями – получателями средств данных фондов, взыскиваются в бесспорном порядке с указанных организаций в доход соответствующего бюджета по решению (предписанию) Министерства финансов, его территориальных и местных финансовых органов, органов Комитета государственного контроля.
Взыскание средств, указанных в части первой настоящего подпункта, производится в порядке, предусмотренном законодательными актами. При отсутствии (недостаточности) средств на счетах организации – получателя средств инновационного фонда взыскание таких средств может быть произведено за счет средств инновационного фонда, предусмотренных на очередной финансовый год данной организации-получателю.
В случае выделения средств из республиканского централизованного и местных инновационных фондов по решению распорядителей данных фондов с нарушением законодательства взыскание этих средств производится путем сокращения расходов соответствующего инновационного фонда и направления указанных средств в соответствующий бюджет.
При взыскании средств, выделенных из республиканского централизованного и местных инновационных фондов, в случае, установленном в части третьей настоящего подпункта, сокращение межбюджетных трансфертов, перечисляемых в республиканский централизованный инновационный фонд, не производится;
2.6. объем доходов и расходов республиканского централизованного инновационного фонда определяется в соответствии с законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год;
2.7. использование средств республиканского централизованного инновационного фонда, направляемых на реализацию проектов (работ, мероприятий), по которым до 1 января 2016 г. приняты решения Президента Республики Беларусь о финансировании их за счет средств инновационных фондов, осуществляется с учетом особенностей, установленных данными решениями Президента Республики Беларусь;
2.8. действие настоящего Указа не распространяется на порядок финансирования реализуемых в рамках государственной программы инновационного развития Республики Беларусь инновационных проектов, финансирование которых за счет средств инновационных фондов начато до 1 января 2016 г.;
2.9. направление средств республиканского централизованного инновационного фонда на реализацию инновационных проектов государственной программы инновационного развития Республики Беларусь, финансирование которых за счет средств инновационных фондов начато до 1 января 2016 г., осуществляется на основании решений Государственного комитета по науке и технологиям.
3. Признать утратившими силу:
Указ Президента Республики Беларусь от 7 декабря 2009 г. № 596 «О некоторых вопросах формирования и использования средств инновационных фондов» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 300, 1/11181);
абзац четвертый подпункта 1.5 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 25 июня 2010 г. № 330 «О некоторых вопросах осуществления деятельности на территории иностранных государств» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 158, 1/11741);
Указ Президента Республики Беларусь от 7 июня 2011 г. № 232 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 7 декабря 2009 г. № 596» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 65, 1/12586);
подпункт 3.4 пункта 3 Указа Президента Республики Беларусь от 30 августа 2011 г. № 388 «О некоторых вопросах создания и деятельности холдинга «Автокомпоненты» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 98, 1/12802);
подпункт 3.2 пункта 3 Указа Президента Республики Беларусь от 4 октября 2011 г. № 445 «О некоторых вопросах совершенствования структуры управления сферой бытового обслуживания населения» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 113, 1/12971);
подпункт 1.2 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 13 октября 2011 г. № 458 «О внесении дополнений и изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь по вопросам создания и деятельности холдингов» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 117, 1/12998);
подпункт 1.3 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 27 февраля 2012 г. № 113 «О некоторых вопросах создания и деятельности холдингов и государственных объединений Министерства промышленности» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 26, 1/13361).
4. Совету Министров Республики Беларусь до 1 января 2013 г. обеспечить приведение актов законодательства в соответствие с настоящим Указом и принять иные меры по его реализации.
5. Рекомендовать областным и Минскому городскому Советам депутатов в трехмесячный срок:
установить порядок формирования и использования средств инновационных фондов, формируемых облисполкомами и Минским горисполкомом, аналогичный порядку, определенному в настоящем Указе;
принять иные меры по реализации настоящего Указа.
6. Контроль за выполнением настоящего Указа возложить на Комитет государственного контроля.
7. Настоящий Указ вступает в силу с 1 января 2013 г., за исключением пунктов 4, 5 и настоящего пункта, вступающих в силу после официального опубликования данного Указа.

Президент Республики Беларусь А.Лукашенко

УТВЕРЖДЕНО
Указ Президента
Республики Беларусь
07.08.2012 № 357
(в редакции Указа Президента
Республики Беларусь
28.11.2016 № 431)
ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке формирования и использования средств инновационных фондов
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящим Положением определяется порядок формирования и использования средств республиканского централизованного и местных инновационных фондов.
2. Республиканский централизованный инновационный фонд формируется в целях концентрации финансовых средств для финансирования проектов (работ, мероприятий*), указанных в части первой пункта 10 настоящего Положения.
______________________________
* Для целей настоящего Положения под мероприятиями понимаются действия, направленные на организацию деятельности и развитие материально-технической базы субъектов инновационной инфраструктуры, развитие материально-технической базы отраслевых лабораторий (подразделений, создаваемых в структуре научных организаций в целях обеспечения выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, научного сопровождения инновационных проектов, опытно-промышленной апробации и внедрения в производство результатов научной и научно-технической деятельности в организациях профильной области или отрасли и осуществляющих свою деятельность на основе планов совместных работ с заинтересованными государственными органами (организациями).
3. Местные инновационные фонды формируются облисполкомами и Минским горисполкомом в целях финансового обеспечения научной, научно-технической и инновационной деятельности на территории соответствующих административно-территориальных единиц.
4. Финансирование инновационных проектов, указанных в абзаце втором части первой пункта 10 настоящего Положения, за исключением инновационных проектов, направленных на преобразование новшеств в инновации в сфере услуг, за счет средств республиканского централизованного и местных инновационных фондов осуществляется при условии их соответствия следующим критериям:
организация технологического процесса, обеспечивающего средний уровень добавленной стоимости на одного работающего, аналогичный среднему уровню добавленной стоимости на одного работающего по соответствующему виду экономической деятельности в Европейском союзе либо превышающий этот уровень;
экспортная ориентированность инновационного проекта (превышение экспорта над импортом);
создание и внедрение новых технологий и (или) производство новой для Республики Беларусь и (или) мировой экономики продукции.
Финансирование инновационных проектов, указанных в абзаце втором части первой пункта 10 настоящего Положения, направленных на преобразование новшеств в инновации в сфере услуг, за счет средств республиканского централизованного и местных инновационных фондов осуществляется при условии их соответствия не менее двум критериям, указанным в части первой настоящего пункта. При этом соответствие инновационных проектов критерию, указанному в абзаце четвертом части первой настоящего пункта, является обязательным.
Финансирование работ, указанных в абзаце третьем части первой пункта 10 настоящего Положения, за счет средств республиканского централизованного и местных инновационных фондов осуществляется при условии их соответствия приоритетным направлениям научных исследований и (или) приоритетным направлениям научно-технической деятельности в Республике Беларусь, установленным актами законодательства.
ГЛАВА 2
ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ФОНДОВ
5. Республиканский централизованный инновационный фонд формируется за счет отчислений в размере 10 процентов от налога на прибыль, уплаченного в соответствии с законодательством в республиканский бюджет, а также за счет межбюджетных трансфертов, передаваемых из местных инновационных фондов в размерах и порядке, определенных в соответствии с частями третьей–шестой пункта 8 настоящего Положения.
6. Местные инновационные фонды формируются облисполкомами и Минским горисполкомом за счет отчислений в размере 10 процентов от налога на прибыль, уплаченного в соответствии с законодательством в местные бюджеты на территории соответствующей области и г. Минска.
7. Зачисление части налога на прибыль осуществляется:
Министерством финансов – в республиканский централизованный инновационный фонд в размере отчислений, указанном в пункте 5 настоящего Положения;
местными финансовыми органами – в местные инновационные фонды в размере отчислений, указанном в пункте 6 настоящего Положения.
8. Государственным комитетом по науке и технологиям (далее – ГКНТ) ежегодно до 15 ноября года, предшествующего очередному финансовому году, согласовывается планируемый объем расходов на финансирование проектов (работ, мероприятий), указанных в пункте 10 настоящего Положения, за счет средств местных инновационных фондов в соответствующем году на основе предложений облисполкомов и Минского горисполкома с учетом результатов государственной научно-технической экспертизы проектов (работ), указанных в пункте 10 настоящего Положения. Предложения по объемам расходов местных инновационных фондов представляются облисполкомами и Минским горисполкомом в ГКНТ не позднее 1 октября года, предшествующего очередному финансовому году.
В течение текущего финансового года (но не позднее 1 октября) облисполкомы и Минский горисполком вправе вносить в ГКНТ предложения об изменении объема расходов местных инновационных фондов на финансирование проектов (работ, мероприятий), указанных в пункте 10 настоящего Положения, для рассмотрения в порядке, установленном в части первой настоящего пункта.
Сумма превышения планируемых объемов доходов местных инновационных фондов над согласованными с ГКНТ объемами расходов местных инновационных фондов на финансирование проектов (работ, мероприятий), указанных в пункте 10 настоящего Положения, подлежит передаче из местных инновационных фондов в республиканский централизованный инновационный фонд в форме межбюджетных трансфертов.
Перечисление межбюджетных трансфертов, указанных в части третьей настоящего пункта, осуществляется по нормативам отчислений от доходов местных инновационных фондов, определяемым как соотношение планируемых (утвержденных) размеров межбюджетных трансфертов и планируемых (утвержденных) объемов доходов соответствующих местных инновационных фондов. Данные нормативы отчислений устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь и могут быть уточнены в течение финансового года по предложениям ГКНТ, согласованным с облисполкомами и Минским горисполкомом.
Ежемесячные размеры межбюджетных трансфертов из местных инновационных фондов в республиканский централизованный инновационный фонд определяются по установленным нормативам отчислений, указанным в части четвертой настоящего пункта, и фактическим доходам местных инновационных фондов, определяемым нарастающим итогом с начала финансового года, за вычетом межбюджетных трансфертов в республиканский централизованный инновационный фонд, фактически перечисленных с начала финансового года из соответствующего местного инновационного фонда.
Перечисление межбюджетных трансфертов из местных инновационных фондов в республиканский централизованный инновационный фонд осуществляется ежемесячно не позднее 5-го числа месяца, следующего за месяцем, за который перечисляются указанные трансферты, в декабре – не позднее 28 декабря текущего финансового года.
9. Министерство финансов в процессе исполнения республиканского бюджета имеет право вносить изменения в доходы и расходы республиканского бюджета в части межбюджетных трансфертов, передаваемых из местных инновационных фондов в республиканский централизованный инновационный фонд.
ГЛАВА 3
ПОРЯДОК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ИННОВАЦИОННЫХ ФОНДОВ
10. Средства республиканского централизованного инновационного фонда используются на:
реализацию инновационных проектов, выполняемых в рамках государственной программы инновационного развития Республики Беларусь;
выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, обеспечивающих создание новой продукции, новых (усовершенствованных) технологий, новых услуг для Республики Беларусь;
организацию деятельности и развитие материально-технической базы субъектов инновационной инфраструктуры*, в том числе на капитальные расходы;
развитие материально-технической базы отраслевых лабораторий, примерное положение о которых определяется Советом Министров Республики Беларусь, в том числе на капитальные расходы;
финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, выполняемых в рамках реализации инновационных проектов, работ по организации и освоению производства научно-технической продукции, созданной в результате выполнения инновационных проектов и заданий государственных научно-технических программ, и оказание государственной финансовой поддержки при реализации инновационных проектов в виде предоставления инновационных ваучеров и грантов за счет средств, направляемых на эти цели Белорусскому инновационному фонду.
Средства местных инновационных фондов используются на финансирование проектов (работ, мероприятий), указанных в части первой настоящего пункта, а также на проведение научных и научно-практических конференций, семинаров, симпозиумов, выставок научно-технических достижений, подготовку и издание научно-технической и научно-методической литературы.
______________________________
* Для целей настоящего Положения термин «субъект инновационной инфраструктуры» используется в значении, определенном в абзаце двадцатом статьи 1 Закона Республики Беларусь от 10 июля 2012 года «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 26.07.2012, 2/1977).
11. Распорядителем средств республиканского централизованного инновационного фонда является ГКНТ, за исключением средств, направляемых на финансирование работ, указанных в абзацах третьем и шестом части первой пункта 10 настоящего Положения.
Распорядители средств республиканского централизованного инновационного фонда, направляемых на финансирование работ, указанных в абзаце третьем части первой пункта 10 настоящего Положения, а также объем средств на финансирование этих работ определяются Советом Министров Республики Беларусь в пределах объема расходов республиканского централизованного инновационного фонда, установленного в соответствии с законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.
Распорядителем средств республиканского централизованного инновационного фонда, направляемых на финансирование работ, указанных в абзаце шестом части первой пункта 10 настоящего Положения, является Белорусский инновационный фонд. Объем средств республиканского централизованного инновационного фонда, направляемых в соответствии с законодательством Белорусскому инновационному фонду, определяется ГКНТ в пределах объема расходов республиканского централизованного инновационного фонда, установленного в соответствии с законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.
12. Предложения по объемам средств республиканского централизованного инновационного фонда, направляемых на финансирование работ, указанных в абзаце третьем части первой пункта 10 настоящего Положения, представляются республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, Национальной академией наук Беларуси и Белорусским республиканским союзом потребительских обществ в ГКНТ по утверждаемым ГКНТ формам в установленный Советом Министров Республики Беларусь срок для представления проекта республиканского бюджета на очередной финансовый год.
Республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, Национальной академией наук Беларуси и Белорусским республиканским союзом потребительских обществ в установленном ими порядке с учетом специфики работы отраслей проводятся открытый конкурсный отбор и ведомственная научно-техническая экспертиза работ, указанных в абзаце третьем части первой пункта 10 настоящего Положения, согласование с ГКНТ и утверждение перечней этих работ за месяц до начала финансового года.
В течение текущего финансового года в перечни, указанные в части второй настоящего пункта, могут вноситься изменения и (или) дополнения в порядке, установленном в части второй настоящего пункта.
В случаях, предусмотренных постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, в отношении работ, указанных в абзаце третьем части первой пункта 10 настоящего Положения, после ведомственной научно-технической экспертизы проводится государственная научно-техническая экспертиза в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.
13. Для финансирования за счет средств республиканского централизованного инновационного фонда проектов (работ, мероприятий), указанных в абзацах втором, четвертом и пятом части первой пункта 10 настоящего Положения, ГКНТ проводится открытый конкурсный отбор в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь. Результаты указанного конкурсного отбора оформляются решениями ГКНТ, в которых определяются получатели средств республиканского централизованного инновационного фонда и объемы средств этого фонда на реализацию соответствующих проектов (работ, мероприятий).
В случаях, предусмотренных законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, в отношении инновационных проектов, указанных в абзаце втором части первой пункта 10 настоящего Положения, проводится государственная научно-техническая экспертиза в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.
14. Получателями средств республиканского централизованного инновационного фонда могут являться организации Республики Беларусь.
15. Распорядителями местных инновационных фондов являются облисполкомы и Минский горисполком.
16. Финансирование за счет средств местных инновационных фондов:
проектов (работ, мероприятий), указанных в части первой пункта 10 настоящего Положения, осуществляется по результатам открытого конкурсного отбора и ведомственной научно-технической экспертизы;
проведения научных и научно-практических конференций, семинаров, симпозиумов, выставок научно-технических достижений, подготовки и издания научно-технической и научно-методической литературы, указанных в части второй пункта 10 настоящего Положения, осуществляется по результатам открытого конкурсного отбора.
Порядок проведения открытого конкурсного отбора и ведомственной научно-технической экспертизы, указанных в части первой настоящего пункта, определяется областными и Минским городским Советами депутатов.
17. Средства местных инновационных фондов выделяются:
организациям, имущество которых находится в коммунальной собственности, хозяйственным обществам, акции (доли в уставных фондах) которых находятся в коммунальной собственности;
научным, проектным и конструкторским организациям Республики Беларусь вне зависимости от их подчиненности;
организациям Республики Беларусь без ведомственной подчиненности;
иным организациям Республики Беларусь, являющимся плательщиками налога на прибыль в соответствующий местный бюджет.
18. При необходимости допускается долевое финансирование реализуемых (выполняемых) организациями Республики Беларусь проектов (работ, мероприятий), указанных в части первой пункта 10 настоящего Положения, из средств республиканского централизованного и местных инновационных фондов.
19. Выделение средств республиканского централизованного и местных инновационных фондов осуществляется на безвозвратной основе.
20. Остатки средств республиканского централизованного и местных инновационных фондов на конец финансового года направляются на расходы этих фондов в следующем финансовом году в соответствии с законодательством.
Для финансирования временных кассовых разрывов, возникающих при использовании средств республиканского централизованного инновационного фонда в первом полугодии текущего финансового года, могут использоваться средства республиканского централизованного инновационного фонда, указанные в части первой настоящего пункта, в объеме, не превышающем плановые назначения первого полугодия текущего финансового года.
21. В процессе исполнения республиканского бюджета Министерство финансов имеет право вносить изменения в расходы республиканского бюджета по функциональной классификации расходов бюджета в части расходов республиканского централизованного инновационного фонда в пределах утвержденного годового размера.
ГЛАВА 4
УЧЕТ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ИННОВАЦИОННЫХ ФОНДОВ
22. Учет средств республиканского централизованного инновационного фонда осуществляется Министерством финансов, местных инновационных фондов – облисполкомами и Минским горисполкомом.
23. Распорядителями средств республиканского централизованного инновационного фонда представляются в Министерство финансов в установленном порядке бюджетные сметы.
24. Сводная бухгалтерская отчетность по республиканскому централизованному и местным инновационным фондам составляется распорядителями средств этих фондов в порядке, установленном Министерством финансов.
25. ГКНТ осуществляется мониторинг за целевым и эффективным использованием средств республиканского централизованного и местных инновационных фондов.
26. Министерством финансов ежегодно до 20 февраля представляется в ГКНТ информация об остатках средств республиканского централизованного инновационного фонда, образовавшихся на 1 января текущего финансового года.
27. Республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, Национальной академией наук Беларуси, Белорусским республиканским союзом потребительских обществ, облисполкомами и Минским горисполкомом ежегодно не позднее 15 марта года, следующего за отчетным, представляется в ГКНТ отчет об использовании средств республиканского централизованного и местных инновационных фондов по направлениям, указанным в пункте 10 настоящего Положения, с пояснительной запиской.
В пояснительной записке, указанной в части первой настоящего пункта, отражаются эффективность использования средств республиканского централизованного и местных инновационных фондов, планируемый и достигнутый экономический и (или) социальный эффект в результате реализации проектов (работ, мероприятий), указанных в пункте 10 настоящего Положения, номенклатура и объем выпускаемой новой продукции, количество созданных новых рабочих мест и другое.
Отчет об использовании средств республиканского централизованного и местных инновационных фондов в части реализации инновационных проектов, указанных в абзаце втором части первой пункта 10 настоящего Положения, должен в обязательном порядке содержать сведения о достигнутом уровне:
добавленной стоимости на одного работающего по соответствующему виду экономической деятельности;
удельного веса экспортных поставок в общем объеме реализации продукции в стоимостном выражении и процентах.
28. ГКНТ ежегодно до 15 апреля года, следующего за отчетным, направляет в Совет Министров Республики Беларусь сводный отчет о результатах и эффективности использования средств республиканского централизованного и местных инновационных фондов.

свернуть

РЕШЕНИЕ ГРОДНЕНСКОГО ОБЛАСТНОГО СОВЕТА ДЕПУТАТОВ 27 декабря 2012 г. № 206

Об утверждении Инструкции о порядке проведения открытого конкурсного отбора и ведомственной научно-технической экспертизы проектов (работ, мероприятий), предлагаемых для финансирования с привлечением средств инновационного фонда Гродненского областного исполнительного комитета, и внесении изменения в решение Гродненского областного Совета депутатов от 27 сентября 2012 г. № 181
развернуть

РЕШЕНИЕ ГРОДНЕНСКОГО ОБЛАСТНОГО СОВЕТА ДЕПУТАТОВ
27 декабря 2012 г. № 206
Об утверждении Инструкции о порядке проведения открытого конкурсного отбора и ведомственной научно-технической экспертизы проектов (работ, мероприятий), предлагаемых для финансирования с привлечением средств инновационного фонда Гродненского областного исполнительного комитета, и внесении изменения в решение Гродненского областного Совета депутатов от 27 сентября 2012 г. № 181
Изменения и дополнения:


Решение Гродненского областного Совета депутатов от 6 августа 2015 г. № 85 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 02.09.2015, 9/72386) <D915r0072386>;
Решение Гродненского областного Совета депутатов от 27 декабря 2016 г. № 201 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 01.03.2017, 9/82013) <D917r0082013>

На основании пункта 1 статьи 13 Закона Республики Беларусь от 4 января 2010 года «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» и части четвертой пункта 7 Положения о порядке формирования и использования средств инновационных фондов, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 7 августа 2012 г. № 357, Гродненский областной Совет депутатов РЕШИЛ:
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке проведения открытого конкурсного отбора и ведомственной научно-технической экспертизы проектов (работ, мероприятий), предлагаемых для финансирования с привлечением средств инновационного фонда Гродненского областного исполнительного комитета.
2. Исключен.
3. Обнародовать (опубликовать) настоящее решение в газете «Гродзенская праўда».
4. Настоящее решение вступает в силу после его официального опубликования.

Заместитель председателя Б.И.Богданец

УТВЕРЖДЕНО
Решение
Гродненского областного
Совета депутатов
27.12.2012 № 206
(в редакции решения
Гродненского областного
Совета депутатов
27.12.2016 № 201)
ИНСТРУКЦИЯ
о порядке проведения открытого конкурсного отбора и ведомственной научно-технической экспертизы проектов (работ, мероприятий), представляемых для финансирования с привлечением средств инновационного фонда Гродненского областного исполнительного комитета
1. Настоящая Инструкция определяет порядок проведения открытого конкурсного отбора и ведомственной научно-технической экспертизы проектов (работ, мероприятий), представляемых для финансирования с привлечением средств инновационного фонда Гродненского областного исполнительного комитета (далее – инновационный фонд).
2. Для организации и проведения открытого конкурсного отбора (далее – конкурсный отбор) в Гродненском областном исполнительном комитете (далее – облисполком) создается конкурсная комиссия, положение о которой, ее численность и персональный состав утверждаются председателем облисполкома.
3. Объявление о проведении конкурсного отбора размещается в глобальной компьютерной сети Интернет на официальном сайте облисполкома.
4. В конкурсном отборе могут принимать участие:
организации, указанные в пункте 17 Положения о порядке формирования и использования средств инновационных фондов, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 7 августа 2012 г. № 357 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 09.08.2012, 1/13679; 30.11.2016, 1/16753);
иные организации Республики Беларусь, реализующие (выполняющие) проекты (работы, мероприятия), указанные в части первой пункта 10 Положения о порядке формирования и использования средств инновационных фондов, с привлечением средств республиканского централизованного инновационного фонда.
5. Для участия в конкурсном отборе организации, указанные в пункте 4 настоящей Инструкции (далее – участники конкурсного отбора), в сроки, определяемые конкурсной комиссией, представляют в закрытых конвертах заявку и следующие документы:
для реализации инновационных проектов, выполняемых в рамках государственной программы инновационного развития Республики Беларусь, – бизнес-планы, подготовленные в соответствии с требованиями, установленными законодательством для бизнес-планов инвестиционных проектов, заключение по проекту (бизнес-плану проекта);
для выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, обеспечивающих создание новой продукции, новых (усовершенствованных) технологий, новых услуг для Республики Беларусь, – технико-экономическое обоснование и (или) иные документы, связанные с выполнением работ;
для организации деятельности и развития материально-технической базы, включая капитальные расходы, субъектов инновационной инфраструктуры – бизнес-проекты, подготовленные в соответствии с требованиями, установленными законодательством, копию решения о регистрации (продлении срока регистрации) юридического лица в качестве субъекта инновационной инфраструктуры (при наличии), копию заключения экспертизы бизнес-проекта в случае проведения ее в порядке, установленном Положением о порядке создания субъектов инновационной инфраструктуры, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 3 января 2007 г. № 1 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 5, 1/8230);
для развития материально-технической базы, включая капитальные расходы, отраслевых лабораторий – обоснование необходимости развития материально-технической базы, включая капитальные расходы, с приложением перечня необходимого оборудования (работ, услуг), согласованное с заинтересованным государственным органом (организацией);
для проведения научных и научно-практических конференций, семинаров, симпозиумов, выставок научно-технических достижений, подготовки и издания научно-технической и научно-методической литературы – технико-экономическое обоснование и иные документы (при наличии), связанные с проведением мероприятий.
Участники конкурсного отбора вправе прилагать дополнительные документы, в том числе информационно-справочные материалы, связанные с выполнением представляемых проектов (работ, мероприятий).
6. Документы, не соответствующие требованиям пункта 5 настоящей Инструкции, а также содержащие неполную и (или) недостоверную информацию, для участия в конкурсном отборе не допускаются. При необходимости может быть запрошена уточненная информация от участников конкурсного отбора.
7. До проведения конкурсного отбора проектов (работ, мероприятий), указанных в абзацах втором–пятом части первой пункта 5 настоящей Инструкции, проводится ведомственная научно-техническая экспертиза.
Для проведения ведомственной научно-технической экспертизы в облисполкоме создается экспертная комиссия, положение о которой, ее численность и персональный состав утверждаются председателем облисполкома. При необходимости к работе экспертной комиссии могут привлекаться иные специалисты структурных подразделений облисполкома и представители других организаций с согласия их руководителей.
Не допускается привлечение к работе экспертной комиссии (за исключением членов экспертной комиссии) работников участников конкурсного отбора.
Экспертной комиссией осуществляется вскрытие поступивших для участия в конкурсном отборе конвертов в течение трех рабочих дней после окончания срока для их подачи.
Проведение ведомственной научно-технической экспертизы проектов (работ, мероприятий) осуществляется в течение десяти рабочих дней после вскрытия поступивших для участия в конкурсном отборе конвертов.
8. При проведении ведомственной научно-технической экспертизы проекты (работы, мероприятия) оцениваются на соответствие критериям, установленным пунктом 4 Положения о порядке формирования и использования средств инновационных фондов.
9. Заключение ведомственной научно-технической экспертизы проектов (работ, мероприятий) оформляется экспертной комиссией в виде подписываемого членами экспертной комиссии протокола, который считается принятым, если за него проголосовало большинство членов экспертной комиссии.
10. Конкурсный отбор проводится:
в отношении проектов (работ, мероприятий), указанных в абзацах втором–пятом части первой пункта 5 настоящей Инструкции, – в течение 10 рабочих дней после проведения ведомственной научно-технической экспертизы с учетом ее результатов;
в отношении работ, мероприятий, указанных в абзаце шестом части первой пункта 5 настоящей Инструкции, – в течение 20 рабочих дней после вскрытия поступивших для участия в конкурсном отборе конвертов.
11. Конкурсная комиссия при осуществлении конкурсного отбора определяет претендентов в победители по итогам конкурсного отбора.
Конкурсный отбор проектов (работ, мероприятий), в отношении которых после проведения ведомственной научно-технической экспертизы в соответствии с законодательством требуется проведение государственной научно-технической экспертизы, осуществляется по итогам ее проведения.
12. Решение конкурсной комиссии о целесообразности финансирования проектов (работ, мероприятий) принимается путем открытого голосования простым большинством голосов. Решение конкурсной комиссии оформляется протоколом, который подписывается членами конкурсной комиссии.
13. Проекты (работы, мероприятия), прошедшие конкурсный отбор, представляются на рассмотрение облисполкома для принятия решения о финан

свернуть

Об утверждении Методических рекомендаций о порядке расчета и оценке соответствия критериям, установленным Указом Президента Республики Беларусь от 7 августа 2012 г. № 357

Об утверждении Методических рекомендаций о порядке расчета и оценке соответствия критериям, установленным Указом Президента Республики Беларусь от 7 августа 2012 г. № 357

На основании подпункта 5.41 пункта 5 Положения о Министерстве экономики Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2006 г. № 967 «Вопросы Министерства экономики Республики Беларусь», и подпункта 3.4 пункта 3 Положения о Государственном комитете по науке и технологиям Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 марта 2004 г. № 282 «О Государственном комитете по науке и технологиям Республики Беларусь», Министерство экономики Республики Беларусь и Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЮТ:

1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации о порядке расчета и оценке соответствия критериям, установленным Указом Президента Республики Беларусь от 7 августа 2012 г. № 357 (далее - Методические рекомендации).
2. Опубликовать Методические рекомендации на официальных сайтах Министерства экономики Республики Беларусь и Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь в глобальной компьютерной сети Интернет.
Обновление (актуализация) информации об уровне валовой добавленной стоимости в расчете на одного занятого в Европейском союзе производится Министерством экономики Республики Беларусь с периодичностью один раз в пять лет.
3. Рекомендовать республиканским органам государственного управления, иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, местным исполнительным и распорядительным органам, другим государственным органам и организациям при оценке соответствия инновационных проектов критериям, установленным пунктом 4 Положения о порядке формирования и использования средств инновационных фондов, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 7 августа 2012 г. № 357, руководствоваться Методическими рекомендациями. 

4.Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

УТВЕРЖДЕНО
постановление Министерства экономики Республики
Беларусь и Государственного комитета по науке и технологиям Республики
Беларусь /
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ о порядке расчета и оценке соответствия критериям, установленным Указом Президента Республики Беларусь от 7 августа 2012 г. № 357
1. Настоящие Методические рекомендации предназначены для республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, других государственных органов и организаций и разработаны в целях установления единообразного подхода к расчету и оценке соответствия критериям, установленным пунктом 4 Положения о порядке формирования и использования средств инновационных фондов, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 7 августа 2012 г. № 357 (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2016 г. № 431) (далее - Указ № 357).
В соответствии с Указом № 357 финансирование инновационных проектов за счет средств республиканского централизованного и местных инновационных фондов осуществляется при условии их соответствия следующим критериям:
организация технологического процесса, обеспечивающего средний уровень добавленной стоимости на одного работающего, аналогичный среднему уровню добавленной стоимости на одного работающего по соответствующему виду экономической деятельности в Европейском союзе (далее - ЕС) либо превышающий этот уровень;
экспортная ориентированность инновационного проекта (превышение экспорта над импортом);
создание и внедрение новых технологий и (или) производство новой для Республики Беларусь и (или) мировой экономики продукции.
Для оценки соответствия инновационных проектов указанным критериям используются данные из бизнес-плана инвестиционного проекта, разработанного в соответствии с Правилами по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов, утвержденными постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 

 

 

Добавленная стоимость на одного работника по проекту (производительность труда по добавленной стоимости) (ДСраб(д)

31 августа 2005 г. № 158 (далее - Правила), и данные бухгалтерского учета.

1. Расчет добавленной стоимости на одного среднесписочного работника (производительности труда по добавленной стоимости) на уровне инновационного проекта путем создания новой организации или филиала.

Добавленная стоимость на одного работника по проекту (производительность труда по добавленной стоимости) (ДСраб(н))

добавленная стоимость

ДСраб (н) =..................................................................................................................... ,

среднесписочная численность работников

где добавленная стоимость - добавленная стоимость по проекту по данным строки 12.8 (используются данные столбца года, следующего за годом выхода на проектную мощность по проекту) таблицы 4-19 «Расчет чистого потока наличности и показателей эффективности проекта» (см. Приложение 4 к Правилам).

В данном случае под показателем «добавленная стоимость» понимается объем производства продукции (работ, услуг) в отпускных ценах за вычетом начисленных налогов и сборов из выручки минус материальные затраты (без учета платы за природные ресурсы) и прочие затраты, состоящие из арендной платы, представительских расходов и услуг других организаций. При этом из прочих затрат исключаются вознаграждения за рационализаторские предложения и выплаты авторских гонораров, суточные и подъемные, начисленные налоги, сборы (пошлины), платежи, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг). Классификация статей затрат осуществляется на основании данных бухгалтерского учета;

среднесписочная численность работников - среднесписочная численность работников по проекту, планируемому к реализации, по данным строки 7 (используются данные столбца года, следующего за годом выхода на проектную мощность по проекту) таблицы «Сводные показатели по проекту» (см. Приложение 2 к Правилам).

2. Расчет добавленной стоимости на одного среднесписочного работника (производительности труда по добавленной стоимости) на уровне инновационного проекта, реализуемого в действующей организации (предприятии).

где добавленная стоимость - добавленная стоимость по инновационному проекту (соответствующая году, следующему за годом выхода на проектную мощность), реализуемому в действующей организации (предприятии), по данным строки 12.8. таблицы 4-19 «Расчет чистого потока наличности и показателей эффективности проекта» (см. Приложение 4 к Правилам);
расчетная численность работников - среднесписочная численность работников, задействованных в создании добавленной стоимости по инновационному проекту.
Данный показатель определяется расчетным путем. Расчет и обоснование численности работников, задействованных в производственном процессе по проекту, планируемому к реализации, производится инициатором проекта, исходя из необходимой квалификации и численности специалистов (работников).
Как вариант, расчет можно произвести путем определения удельного веса принимающих участие в реализации проекта (задействованных в производственном процессе) по проекту от общего (списочного числа) по каждой категории специалистов (работников). При этом, в случае получения не целого числа, удельный вес по каждой категории специалистов (работников) округляется в большую сторону до целого числа.
При необходимости обосновывается введение многосменности в
работе.
Оценка критерия «добавленная стоимость на одного работающего» производится в сравнении с пороговыми значениями валовой добавленной стоимости в расчете на одного занятого по основным видам экономической деятельности в Европейском союзе, приведенными в прилагаемой таблице.
Для обеспечения соответствия критерию, уровень добавленной стоимости на одного работающего по инновационному проекту должен быть равен или больше значения валовой добавленной стоимости в расчете на одного занятого в Европейском союзе по соответствующему виду экономической деятельности, согласно приложению к настоящим Методическим рекомендациям.
4. Критерий «экспортная ориентированность инновационного проекта (превышение экспорта над импортом)» представляет собой превышение экспортной выручки над импортной составляющей проекта.

Значение критерия «экспортная ориентированность инновационного проекта (превышение экспорта над импортом)»
берется из строки 1.3 таблицы 4-21 «Расчет потока средств по экспортно-импортным операциям (валютоокупаемость проекта)» (используются данные столбца года, следующего за годом выхода на проектную мощность проекта) (см. Приложение 4 к Правилам).
Проект признается экспортоориентированным при условии положительного сальдо потока денежных средств в свободно¬конвертируемой валюте от текущей (операционной) деятельности.
5. Оценка соответствия инновационных проектов критерию «создание и внедрение новых технологий и (или) производство новой для Республики Беларусь и (или) мировой экономики продукции» осуществляется в рамках ведомственной и государственной научно- технической экспертизы.
Проверка новизны технологий и (или) продукции проводится в отношении всей совокупности признаков соответствующих технологий и продукции, описание которых содержится в бизнес-планах.
Проверка новизны технологий и (или) продукции включает: определение научно-технического уровня внедряемых технологий по сравнению с передовыми технологиями, используемыми в мире, и возможности их применения на соответствующем производстве;
определение наиболее близкого аналога используемой
(выпускаемой) на территории Республики Беларусь и (или) в мире технологии и (или) продукции того же назначения;
выявление признаков, которыми технологии и (или) продукция отличаются от аналогов на территории Республики Беларусь и (или) в мире;
подтверждение обоснованности расходов по сравнению с
аналогичными технологиями и (или) продукцией, применяемыми и (или) выпускаемой в Республики Беларусь и (или) в мире;
определение социальных, экономических и экологических
последствий внедрения технологий и (или) выпуска продукции.
Научно-технический уровень внедряемых технологий может быть подтвержден наличием:
патентов на объекты права промышленной собственности,
полученных в Республике Беларусь и за рубежом (решений патентных органов о выдаче патентов);
имущественных прав на секреты производства (ноу-хау), относящиеся к продукту и (или) к способу;
исключительных прав на программное обеспечение 

лицензионных договоров на предоставление права использования результатов интеллектуальной деятельности, договоров на передачу секретов производства (ноу-хау), относящихся к продукту и (или) к
способу.
6. Для оценки проекта на соответствие критериям Указа № 357 инициатор проекта, помимо бизнес-плана проекта, представляет заказчику проекта (при необходимости - иным заинтересованным) за подписью руководителя и главного бухгалтера следующую информацию:
6.1. наименование секции (подсекции) вида экономической деятельности, которому соответствует планируемый к реализации инновационный проект, и наименование секции (подсекции) основного вида экономической деятельности организации (в случае отсутствия указанной информации в бизнес-плане);
6.2. расчет добавленной стоимости по инновационному проекту
(в случае реализации инновационного проекта в действующей
*
организации (предприятии) .
Уровень добавленной стоимости на одного работника, соответствующий году, следующему за годом выхода на проектную мощность, по проекту;
6.3. расчет и обоснование численности работников, задействованных в производственном процессе по инновационному проекту, планируемому к реализации в действующей организации;
6.4. штатное расписание (в случае реализации проекта в действующей организации).
7. Разъяснения вопросов по применению настоящих Методических рекомендаций даются в пределах своей компетенции Министерством экономики Республики Беларусь (по пунктам 1 - 4) и Государственным комитетом по науке и технологиям Республики Беларусь (по пункту 5).

 

свернуть

Интернет-ресурсы: